Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

А ВОТ ЗА ЧТО БУКЕРА НЕ ДАЛИ

Давайте еще раз вспомним азы написания "букеровских" романов: Старт романа где-то 1938-1941 годы. Главный герой – еврей. ТОЛЬКО еврей. Профессия интеллигентная: врач, учитель, ученый, в худшем случае бухгалтер или переводчик™. Живет в СССР и ищет себя. Его дух странствует и ищет путь к свету в мире мрака.

Улицкая со своим "Даниэль Штайн, переводчик" выполнила предложенные условия буквально. Цитирую рецензию: "Дело в том, что Даниэль Штайн, по происхождению польский еврей, совсем молоденьким человеком прошел — удивительно, как и все в его жизни, — огонь, воду и медные трубы нацистской оккупации, настигшей его в Белоруссии. Переживая муки и гибель множества ни в чем не повинных людей, он сначала пытается спасти кого может от смерти (опять-таки в силу уже совсем уникальной ситуации, в которую ставит его жизнь: его принимают за не-еврея и вынуждают служить официальным переводчиком с немецкого на польский и белорусский в гестапо, стать каким-никаким гестаповцем, носить гестаповскую форму, — и вот эту-то ситуацию он использует не во зло, а во благо людям) — и в конце концов он спасает от гибели сразу триста обитателей местного гетто, после чего, разоблаченный, он вынужден уносить ноги уже сам". ( Полностью здесь)

На малоинтересные частности, замечаемые профессиональными рецензентами (мол и текст-то очевидно антихристианский, да и в религии авторша разбирается не лучше, чем в квантовой физике), мы внимания не обращаем: нас интересует, так сказать, базис. Фундамент. Та самая беспроигрышная триада еврей-страдания-холокост, верхом на которой Улицкая галопом въехала на Олимп. Искания-метания-странствия духа - это уже вторично, искать-метаться-странствовать может кто угодно, от Алеши Карамазова до Анны Карениной, но делать это правильно способны исключительно Даниэль Штайн или Изя Шниперсон. Итог налицо: "Букер" в кармане.

dr_guillotin первым обратил внимания на некое странное несоответствие "Букера-2010" общепринятым правилам - "А остальные претенденты на руБукер какие были? Про приключения евреев в 1938 г.?" Вместо сакральной триады какие-то афедроны-лядвии-подбзделки - что вообще за дела? Я решил поподробнее глянуть на остальных претендентов: а вдруг? Не может такого быть, чтобы обязательная тема не была затронута! Роман "Шалинский рейд" Германа Садулаева о героических повстанцах свободной Ичкерии мы с негодованием отметаем - мимо. «Счастье возможно» Олега Зайончковского и «Дом в котором...» Мариам Петросян тоже фтопку - не то.

Ага! Бинго! Вот он, правильный номинант: «Клоцвог» Маргариты Хемлин - "...о судьбе советских евреев". Ну, думаю, что за безобразие? Почему не гран-при? Ведь тема богатейшая - меняем гестапо Штайна на НКВД, холокост на ГУЛАГ и проскакиваем в дамки. И - вот разочарование! Прочитав рецензии и часть текста я понял, почему "Букер" прошел мимо мадам Хемлин:

Вся жизнь рассказчицы Майи Клоцвог — это непрерывные попытки устроить свою жизнь. Она все время хочет будущего и потому не щадит ни своего, ни чужого прошлого — отстраняется насколько возможно от своего еврейства и безжалостно бросает близких людей, когда они начинают мешать ее планам. В борьбе за счастье она идет на все, на то "все", которое доступно слабым: скрытность, ложь, интриги, шантаж. То есть она становится именно тем коварным существом, каким еврей кажется антисемиту, но направлено ее коварство не против чужих, а исключительно против близких, против "своих", в которых она видит главную угрозу.

Ну вот как не ай-ай-ай? Нарушены все возможные каноны! Вместо ангелического страдающего Штайна мы видим беспринципную стерву - как указал тот же рецензент "рассказчица — эгоистическое "чудовище", которое не знает "разницу между гадством и негадством", и что при всем своем хитроумии она, в сущности, тупа как бревно". А "отказ от своего еврейства" - это вообще за гранью.

Так что Маргарите Хемлин еще работать и работать, помня, что романы "о странствии духа в мире мрака" пишутся совсем иначе - см. Улицкая.

---------------------------------------------------
Nota bene: и вот всё ЭТО - современная русская литература, а не "поделки третьесортных фантастов" и не "чтиво на один раз в электричке". А по мне так - уж лучше Маринина с Донцовой, они хоть просты как угол стола и не заявляют претензий на вселенскую истину...
Tags: what the fuck?, литература
Subscribe

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…

  • ШЛЯХОМ ПЕРЕМОГ

    Сохраню тут, а то у Цукербрины потеряется. Американский подполковник отгрузил жырку про Яворский учебно-боевой центр и тамошнюю фауну. По ссылке…

  • ОСТАТОЧНО ПРОЩЕВАЙТЕ

    Щiро дякую панам Билецькому, Парубию и вротбравому зольдату Ляшку за срыв этой дебильной идеи с телемостом. Ибо сейчас глянул на Малахова с ОРТ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…

  • ШЛЯХОМ ПЕРЕМОГ

    Сохраню тут, а то у Цукербрины потеряется. Американский подполковник отгрузил жырку про Яворский учебно-боевой центр и тамошнюю фауну. По ссылке…

  • ОСТАТОЧНО ПРОЩЕВАЙТЕ

    Щiро дякую панам Билецькому, Парубию и вротбравому зольдату Ляшку за срыв этой дебильной идеи с телемостом. Ибо сейчас глянул на Малахова с ОРТ…