Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Categories:

КАЖЕТСЯ, НАЩУПАЛ

Отрывок из разговора Шпеера с Гейдрихом. Я, вроде бы, начал понимать, отчего Третий Рейх был одним из самых нелепых государств в истории:

-------------------------------------------------------------------

Спустя два с половиной часа мы вновь спустились в курительную. Темнело, в доме зажгли лампы. Сказать, что я остался в шоке от услышанного, значит не сказать ровным счетом ничего.

- Есть немаловажный объективный фактор, - Рейнхард Гейдрих назидательно вытянул палец к потолку. - Колоссальная инерция, оставшаяся от кайзеровских времен. Помните фразу Бисмарка о войне, выигранной немецким учителем?

- Если быть совсем точным, «Битву при Кёниггреце выиграл прусский учитель», - угрюмо процитировал я. – Да и вообще авторство этого афоризма принадлежит Оскару Пешелю , Бисмарк лишь во всеуслышание повторил, а репортеры как всегда переврали. Но при чем тут...

- Да при том, что благодаря «прусским школьным учителям» у нас до сих пор осталось немалое количество великолепных профессионалов в большинстве отраслей. Чиновники, инженеры, военные. Заметьте, не новые «партийные кадры», не, простите, клошары прыгнувшие после тридцать третьего года в гауляйтеры, имея семь классов образования и окопную школу Великой войны, а настоящие, крепкие специалисты. Которые и тянут на себе этот крест.

- Получается, - со скупым смешком ответил я, - мы с вами, господин обергруппенфюрер, этими клошарами и являемся. С таким-то подходом.

- Отнюдь нет, - пожал плечами Гейдрих. – По крайней мере, не вы, человек университетский и не воевавший, точно. Я, наверное, тоже: поступил во флотское училище сразу после войны, а Кригсмарине – это элита, кодекс чести и, с какой стороны ни посмотреть, глубокие знания, которые в курсантов вбивали упорно, старательно и на всю жизнь. Пояснить мысль?

- Потрудитесь.

- Гармонию развития Германского Рейха прервала Первая мировая. И прежде всего в плане образования. Качества людей. Мальчишки шли на фронт в семнадцать лет, пять лет на фронте отнюдь не способствуют интеллектуальному развитию. Опыт исключительный, да, но опыт и интеллект – это принципиально разные вещи. В итоге к 1918 году мы получаем огромную армию огрубевших недоучек, лишь ничтожная доля которых смогла себя преодолеть и пойти дальше. Послереволюционный кризис, ставка на грубую силу и безысходность социального положения довершили их формирование – оставалось отыскаться вождям, которые направят энергию этой массы в определенном направлении. Такие вожди нашлись. Коммунисты. И мы. Мы в итоге победили, пообещав этим людям радужные перспективы, и, что самое скверное, во многом реализовав обещания.

- Кажется понял, - тихо сказал я. – Знаете, как-то прежде задумываться конкретно над этой проблемой не приходилось. Вы ведь абсолютно правы, Гейдрих!

- Еще бы, - удовлетворенно кивнул шеф РСХА. – Уяснили, наконец? Десятки, возможно сотни тысяч дилетантов на управляющих должностях. Партия дала им возможность выдвинуться наверх, это прекрасно. За годы борьбы люди заслужили место под солнцем. Но партия не позаботилась о главном – о просвещении своих членов, я подразумеваю множество «старых борцов». Об их образовании, желательно профильном. Чиновник должен знать, что он делает. Знать как работает механизм, что приводит его в движение. Они – не знают. Некоторые, догадываются, но интуитивно. В результате мы имеем безграмотных гауляйтеров и бургомистров, безграмотных руководителей над безграмотными исполнителями, всеобъемлющее дилетантство, пока что компенсируемое представителями старшего поколения, на чьих плечах всё и держится. Временно. Пока они живы и владеют нитями управления. Тодт, Шахт, Нейрат и многие другие уже за бортом.

-----------------------

Как-то так. Империя дилетантов с дилетантом во главе. На одних прекрасных идеях далеко не уедешь, а на не прекрасных, тем более.
Tags: литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →