Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Categories:

ЗАКАЗНОЙ ПОСТ №1

Полагаю, что одним заказным постом не обойдемся (были интересные предложения, особенно по поздним "четверочкам"), поэтому начнем с заказа досточтимого сэра ilya_kramnik. Итак, к рассмотрению предлагается...

Sturmpanzer IV «Brummbär»
Sd. Kfz. 166, Sturmgeschutz IV mit 15cm StuH 43


44.67 КБ


Для начала обычные статистические данные: Вес - 28,2 тонны, Экипаж 5 человек, запас хода 210 км (по дороге) и 130 (бездорожье), максимальная скорость 40 км/ч, вооружение 150мм StuH 43 L/12, плюс 1 x 7,92мм MG34. Боезапас - 150мм - 38 выстрелов, 7,92мм - 600 выстрелов. Броня: лобовая 100 мм, бортовая 50 мм, корма 30 мм, верх 20 мм.


Можно сразу сказать, что «Brummbär» - дитя Альберта Шпеера, занявшего пост рейхсминистра вооружений и боеприпасов после смерти доктора Тодта в 1942 году. В связи с жалобами фронтовиков на предыдущие штурмовые орудия (недостаточная мощность вооружения и относительно слабое бронирование) Шпеер дает задание фирме "Алкетт" (совместно с "Крупп") подготовить проект нового Штурмпанцера на хорошо зарекомендовавшем себя шасси Pz-IV.

Рейхсминистр А. Шпеер слева, в центре Гроссадмирал Карл Дениц, справа генерал-оберст А. Йодль:

58.98 КБ

2 октября 1942 года инженеры "Алкетт" предоставляют Шпееру чертежи машины, и уже 14 октября проект «Brummbär» был утвержден Гитлером.

45.17 КБ

Братский чешский народ по мере сил принял участие в осуществлении проекта. Вооружался "Гризли" 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией "Шкода"), и так же на заводах "Шкода" были собраны первые образцы - в марте 1943 года 6 штук, в апреле 40, в мае - 14. Как мы видим, от подписания проекта до запуска в серию прошло всего 5 месяцев. Затем серийное производство "Гризли" было перенесено на заводы "Нибелунгенверкен" в Санкт-Валентине и производства в Капфенберге. Некоторые машины собирались на базе поврежденных в ходе боевых действий "четверочек". В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые (не более 10% от производства).

38.69 КБ

Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV, отчего возникали проблемы с ходовой частью. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла чудовищное количество топлива - на сорок (!) процентов больше, чем обычная "четверочка". На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbär» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.

33.29 КБ

Большинство ранних "Гризли" было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и Днепрострой. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbär», но в войсках оно прижилось плохо - обычно машину называли просто StuPa/Штупа - сокращенное от "Штурмпанцер".

На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger-I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и обрабатывались пастой Zimmerit (о которой никто толком ничего не знает :). На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет.

На следующих двух снимках - поздний вариант "Гризли":

31.01 КБ

23.73 КБ

И теперь о некоторых заблуждениях относительно данной машины. Немецкие источники уверяют: "Seinen ersten Einsatz hatte der Sturmpanzer in den Häuserschluchten von Stalingrad im Spätherbst 1942. Dort erwies er sich als ausgezeichneter Gebäudeknacker und konnte auch Erfolge im Kampf gegen leichte Bunker erzielen".

Одно непонятно: откуда «Brummbär» мог появиться в Сталинграде поздней осенью 1942 года, когда первая машина сошла с конвейера "Шкоды" только в марте 1943? Видимо, авторы перепутали "Гризли" с Stug-III, действительно широко использовавшихся в Сталинграде.

Дополнение от уважаемого dr_guillotin: В Сталинграде были StuG33(Sturminfanteriegeschütz 33, Sd.Kfz. 138/1) на шасси "тройки" с тем же 150-мм орудием. Их сделали 24 штуки на Алкетте, из которых 12 попали в Сталинград.

20.47 КБ

В действительности боевое крещение Sturmpanzer IV получил в составе 216-го Sturmpanzerabteilung (батальон 656-го полка Panzerjager под командованием подполковника Юнгфельда на Курской Дуге. После Курской битвы Юнгфельф был награжден Рыцарским Крестом, а после битвы за Харьков - произведен в полковники. Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона - 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. "Гризли" также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения - Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году.

Кроме того, не смотря на название "Штурмовой танк", «Brummbär» никаким танком не был - хотя бы за отсутствием башни: орудие помещается в надстройке. Основная специфика машины - поддержка пехоты во время городских боев, а так же во время взятия укрепленных позиций. Так же "Гризли" показали очень высокую эффективность в обороне (Западный фронт). "Гризли" совместно со "Штурмтигерами" участвовали в подавлении Варшавского восстания - они могли полностью снести здание с 2-3 выстрелов.

16.99 КБ

Главный недостаток этой, в общем-то надежной и хорошо бронированной машины - весьма стесненные условия для экипажа, и как следствие малый боезапас. При нормальном снабжении 38 выстрелов для 150 мм. орудия - вполне достаточно, но в условиях конца войны в 1944-1945 годах много машин было попросту брошено экипажами.

Всего было произведено 298 экземпляров данного Штурмпанцера, на сегодняшний день сохранились три "Гризли" (о которых мне известно).

1. Музей в Кубинке. Ранний вариант:

59.98 КБ

2. Музей в Абердине (США). Ранний вариант. Машина хранится в безобразных условиях под открытым небом (как и многие другие раритеты, увы):

28.74 КБ

3. Танковый музей в Мюнстере (ФРГ). Поздняя версия. Условия хранения идеальны, машина на ходу:

81.38 КБ

4. Та же самая машина на транспортере:

60.80 КБ

Подробности о немецком "Гризли" здесь (много фото, текст на немецком языке): http://www.rommelkiste.de/Fahrzeuge/Brummbaer/brummbaer.html

Tags: заказной пост, танки
Subscribe

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • РИМ I-II

    Оба тома вышли, тираж второго за две недели распродан наполовину. Ну предположим в Читай-Городе: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1252054/…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • РИМ I-II

    Оба тома вышли, тираж второго за две недели распродан наполовину. Ну предположим в Читай-Городе: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1252054/…