Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Categories:

ЗАКАЗНОЙ ПОСТ №2

Итак, продолжаем. По заказу камерадов timokhin_a_a, dreamswimer и kettenkrad рассмотрим поздние версии рабочей лошадки вермахта. Итак:

Panzerkampfwagen IV
Sd. Kfz. 161/2 - Ausf. H-J (1943-1945)


23.32 КБ


Традиционная статистика по моделям H и J. Вес 23,5/25 тонн. Скорость 40/38 км/ч. Запас хода по шоссе 210/320 км, по бездорожью 130/210 км. Лобовая броня 80 мм, борт - 30 мм, башня - 50 мм. вооружение - 75мм KwK 40 L/48 (87 выстрелов), 2 x 7,92мм пулемета MG34 (2250 выстрелов). Экипаж 5 человек.


По большому счету, про самый массовую (и очень удачную) модель танка, находившуюся на вооружении Вермахта можно целую книжку написать. Мы же рассмотрим танки, производившиеся ближе к концу войны - версия Ausf H (выпускался с апреля 1943 по май 1944, выпущено по разным данным от 3935 до 3960 машин)и версия Ausf J (с июня 1944 по март 1945 годов выпущено 1758 машин).

Трофейная "четверочка" модификации Н:

25.09 КБ

История всех "четверочек" начинается еще в 1935 году, когда Гитлер приказал компаниям "Крупп", "Рейнметалл-Борзиг" и MAN разработать прототип BW (Bataillonfuhrerwagen). Необходимые параметры включали в себя полный вес -18 тонн, максимальная скорость - 35 км/ч и главное вооружение - 75мм. орудие. Из представленных прототипов был выбран крупповский и в октябре 1937 года началось строительство тридцати пяти серийных прототипов Ausf A. Соответственно затем выпускались (малыми сериями) модификации B и C, которые использовались в испытательных и тренировочных целях. Некоторые из них успели поутюжить Польшу и Францию, но в исчезающе малых количествах.

Прототип от фирмы "Рейнметалл-Борзиг", 1935 г:

15.48 КБ

В октябре 1939 начали выпускать Panzer IV Ausf D - он стал первым, действительно серийным танком, и состоял на вооружении до 1944 года. Со временем машина избавилась от обязательных "детских болезней" и доработана - изменилась конфигурация водительского визора, ведущих колес, появились новая командирская башенка и крепления для инструментов на башне. Эти модели получили обозначения E, F и F1 - это были последние танки с "коротким" орудием 75мм. орудием L/24.

Уже весной 1942 появились танки F2 и G - использовалось удлиненное шасси, а самое главное, было установлено новое 75мм. орудие KwK 40 L/43 которое было конкурентоспособно Советскому 76,2мм. орудию, установленному на Т-34. Модель G и стала прямым предшественником рассматриваемых позднейших образцов.

Модификация Ausf H с бронеюбками:

147.21 КБ

В апреле 1943 года был разработан Ausf H. Он вооружался новейшей версией 75мм. орудия KwK 40 L/48 и тоже оснащался бронеюбками. Ausf H стал самой массовой модификацией Panzer IV. С апреля 1943 по июль 1944 года было произведено 3774 таких машины.

Танк отличался формой водительского визора, наличием крепежей для установки зенитного пулемета MG34. Танки модификации Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колес. Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На машинах последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30° к вертикали). До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Наконец, все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом (зачем - одному Вотану известно :).

Люк мехвода, модель J:

37.64 КБ

Не забудем кстати и про усовершенствования в области гусениц: вот "четверочки" на известных Ostketten - как известно, в СССР с автострадами было туго, все больше болота да проселки. :)

27.11 КБ

32.88 КБ

93.23 КБ

Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод "Нибелунгенверке" выпустил 1758 машин этой модели. В целом подобные предыдущему варианту танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод.

Ausf J разбитый штурмовой авиацией (Балатонская операция):

37.52 КБ

Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной емкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть танков имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке "Пантера".

Ausf J с циммеритом и решетчатыми противокумулятивными экранами в танковом музее Сомюр (Франция):

107.35 КБ

Надо отметить, что "четверочки" стояли на вооружении не только Германии.
- Венгрия (104 танка)
- Румыния (142)
- Болгария (97)
- Хорватия (10)
- Финляндия (14)
- Турция (33)
- Испания (90)

В конце 1950-х годов СССР, Франция, Чехословакия и Испания (17) продали Сирии некоторое количество Panzer IV, и Сирийская армия использовала их впоследствии в Арабо-Израильском конфликте 1966 и 1967 годов. Некоторые источники говорят за то, что Сирия продала несколько Panzer IV на Кубу, еще до свержения Батисты Фиделем Кастро в 1958 году, но эти сведения не подтверждены. Несколько сирийских Panzer IV (врытых в землю) были захвачены израильской армией на Голанских Высотах, и один из них сегодня можно увидеть в музее бронетанковых сил в Латруне (Latrun), Израиль.

Сирийский Ausf J в Латруне:

67.79 КБ

В настоящее время сохранилось много "четверочек" всех модификаций, одна из них (Ausf G) стоит у нас в Кубинке.

Машины Ausf H и J можно увидеть в музеях Сомюр (Франция), Брюссельский танковый (Бельгия), Бургос (Испания), Латрун (Израиль), Парола (Финляндия), Зинхайм (Германия), Тун (Швейцария), Кобленц (Германия) и в частной коллекции Rex & Ron Cadman Collection (Британия).

Ну и вывод: плохие танки никогда не становятся массовыми - а отношение немцев к "четверочкам" можно сравнить с отношением наших к Т-34 или американцев к "Шерману". Надежная рабочая лошадка, вытянувшая на себе всю войну с 1939 по 1945 годы. Отдельные государства (Испания, Сирия) держали Pz-IV на вооружении вплоть до 1967-1968 годов.

23.92 КБ


Tags: заказной пост, танки
Subscribe

  • ПIЗДРАВЛЯЮ...

    ...з великим хохлосвятом - днем ВМСУ. И потому для наших радиослушателей вновь звучит хит всех времен и народов "Яка дєржава - таки и човни".

  • БИТВА НАЦИЙ 2019

    Прилетел ночью из Белграда. Безусловно, лучшая Битва Наций за все время проведения. Баталия 150х150 фрагментами с 6:40. Кратенький отчет напишу…

  • ПРЕКРАСНОЕ

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • ПIЗДРАВЛЯЮ...

    ...з великим хохлосвятом - днем ВМСУ. И потому для наших радиослушателей вновь звучит хит всех времен и народов "Яка дєржава - таки и човни".

  • БИТВА НАЦИЙ 2019

    Прилетел ночью из Белграда. Безусловно, лучшая Битва Наций за все время проведения. Баталия 150х150 фрагментами с 6:40. Кратенький отчет напишу…

  • ПРЕКРАСНОЕ