Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Categories:

ЗАКАЗНОЙ ПОСТ №3

Продолжаем работать с танчиковыми заказами. Камерад 667bdr попросил рассмотреть подробнее известного мастодонта:

Jagdpanzer VI Jagdtiger Ausf. B
Sd. Kfz. 186


44.24 КБ


Для начала как обычно статистика: Вес: 70,6 тонн (с подвеской Henschel), 68,8 тонн (с подвеской Porsche). Экипаж - 6 человек. Скорость 38 км/ч (шоссе), 17 км/ч (бездорожье). Запас хода 120-170 км, по бездорожью - 80 км. Вооружение: 128мм Pak 44(80) L/55, два пулемета 7,92мм MG34. Бронирование: передняя часть корпуса 150 мм, лоб рубки 250 мм, борт 80 мм, верх 40 мм. Боезапас: 128 мм - 38-40 выстрелов (Porsche/Krupp), пулеметы 7,92мм - 2925/3300 выстрелов. Всего произведено 85 образцов "Ягдтигера".



Не смотря на то, что "Ягдтигер" был в своем роде уникальной машиной, фотографий это агрегата осталось довольно мало, но что наскреб, то и наскреб.

На данном снимке - представление деревянной модели "Ягдтигера" Адольфу Гитлеру 30 октября 1943 года в Куммерсдорфе. На переднем плане - итальянский тяжелый танк Р 26/40:

29.89 КБ

Что это за огромная дура? (с)

Итак, с чего же началась эта печальная история? Идея установить на шасси 128-мм орудие возникла в германском Генштабе еще в начале 1942 года, а 18 мая 1942 лично Гитлер выразил пожелание, чтобы проектируемая машина использовалась не для поддержки пехоты, а в качестве тяжелого истребителя танков. В 1943 году Альберту Шпееру предложили два проекта по установке 128-мм пушки на шасси "Пантеры" или "Тигера-I", но сразу стало ясно, что этой базы совершенно недостаточно - шасси "Тигера" (не говоря уже про более легкую "Пантеру") просто не вытянет такую массу! В результате остановились на шасси "Тигера-II" и слабали представленный выше деревянный макет (английские источники, кстати, уверяют, будто был и макет с пантерной ходовой).

В результате получилось два прототипа: один с подвеской "Порше" на восьми дорожных колесах, и один с подвеской "Хеншель" на девяти колёсах; они были закончены к февралю 1944 года.

Сборочный цех "Нибелунгенверке" в Санкт-Валентине, 1944 год:

84.44 КБ

Ягдтигер был вооружен 128мм. орудием Pak 44 L/55 (вообще-то эти орудия изначально предназначались для проекта "Маус") и двумя 7,92мм. пулеметами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полета снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.

Подвеска Порше. Восемь дорожных колес:

13.05 КБ

"Хеншель" произвел 74 машины, в то время как "Порше" всего 11 "Ягдтигеров"(изготовлены с февраля по сентябрь 1944 года). Подвеска Порше была проще и в то же время в два раза дешевле, и требовала меньше времени при производстве, чем подвеска От "Хеншель" - похоже тут тоже происходил нехилый попил бюджетного бабла, и хеншелевцы договорились со Шпеером о немалом откате за приоритет своей ходовой. :) Кстати, дорожные колеса подвески "Хеншель" были несколько меньше по диаметру применяемых в подвеске "Порше".

Подвеска от "Хеншель". Девять колес:

12.93 КБ

"Ягдтигеры" поступили только в два тяжелых истребительных противотанковых батальона (schwere Panzerjäger-Abteilung) - соответственно номера 512 и 653. По всем имеющимся данным только 20 процентов машин были потеряны в ходе боевых действий, остальные были брошены или подорваны экипажами из-за отсутствия горючего или боеприпасов.

Части 512-го sPzJagAbt приняли участие в операции "Fruhlingerswachen" в Венгрии (как часть 6-й танковой армии SS), а затем в обороне Германии на обоих, Восточном и Западном, фронтах. 653-й sPzJagAbt был сформирован весной 1945 года и был количественно, возможно, не более роты. Скорее всего эта часть принимала участие в германском наступлении в Арденнах, а затем была переброшена на Западный фронт (участки Рейна и город Карлсрухе).

Данный "Ягдтигер" принадлежит 512-му sPzJagAbt:

123.78 КБ

Существовала и другая проблема: снаряды были раздельного заряжания, в результате чего в рубке было установлено сразу два погрузчика. Разумеется, это резко снижало скорость ведения огня. Добавим сюда очень высокий силуэт, который делал машину отличной мишенью, просто-таки чудовищный расход топлива (5 литров на 1 километр) и малый боезапас. Следует непременно заметить, что в корпусе "Ягдтигера" размещались два стационарных подрывных заряда для его уничтожения в случае технической неисправности.

32.95 КБ

Выводы: безусловно, это была "рекордная машина" - самая тяжелая, вооруженная самым мощным противотанковым орудием и самая тяжелобронированная (что, однако, не спасало при попадании в борт или от штурмовиков противника). Недостатки перевешивали: чрезвычайная дороговизна и сложность производства, тихоходность и безмерный расход топлива полностью ликвидировали преимущества от толстенной лобовой брони и 128-мм орудия.

Можно сказать, что производство "Ягдтигера" было просто вредительской акцией со стороны министра Шпеера - вместо одного такого мастодонта можно было склепать 1,75 "Пантеры". Все источники уверяют, что существенного влияния на ход боевых действий "Ягдтигеры" не оказали.

На сегодняшний день сохранились три машины. Одна (с подвеской "Хеншель" стоит у нас в Кубинке. Заводской номер 305083, принадлежал он 653 sPzJagAbt и достался Советской армии новехоньким - экипаж сдался 5 мая 1945 года в Амштейне (Австрия). Данная машина представляет собой самую позднюю версию "Ягдтигера" - бронеюбки, новая форма ведущего колеса. Машина произведена в апреле 1945 года, обмазки циммеритом нет (его перестали использовать с серийного номера 305011 (сентябрь 1944).

Кубинка:

42.87 КБ

Второй "хеншелевский" образец находится в танковом музее в Абердине, США. Как и указывалось ранее, условия хранения отвратительные - ржавеет под открытым небом. Тоже 653 sPzJagAbt, данный "Ягдтигер" носил бортовой номер 331.

105.40 КБ

Ну и англичане отжали для своего Бовингтона редкость - машину с подвеской "Порше". Серийный номер 350004, ходовая часть местами повреждена.

33.97 КБ

183.56 КБ


Tags: заказной пост, танки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →