Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Category:

ЗАКАЗНОЙ ПОСТ №4

Продолжаем серию по заказам. На этот раз выполняется пожелание камерада coyote_gris - этот экспонат входит в число наиболее интересных.

Panzerjager V Jagdpanther
Sd. Kfz. 173


39,16 КБ


Традиционная статистика: Вес: 45,5 тонн. Экипаж - 5 человек. Скорость 46 км/ч (шоссе), 24 км/ч (бездорожье). Запас хода 210 км, по бездорожью - 140 км. Вооружение: 88мм орудие Pak 43/3 L/71, 1 пулемет 7,92мм MG34. Бронирование: передняя часть корпуса 60 мм, лоб рубки 80 мм, борт 40 мм, корма 40 мм, верх 25 мм. Боезапас: 88 мм - 57-60 выстрелов, пулеметы 7,92мм - 3000 выстрелов.


"Ягдпантера" - моя любимица, поскольку ни у одной САУ времен Второй мировой войны не было столь удачного баланса вес/вооружение/защищенность/скорость, да и сама машина красивая сугубо с эстетической точки зрения. Ничего лишнего - идеальная простота. Посему и рассматривать машину мы будем подробно.

Первоначальное название машины - Panzerager 8.8 cm auf Panther I, а в "Ягдпантеру" ее переименовали только 29 ноября 1944 года. Считается, что это одна из лучших, - если вообще не лучшая! - противотанковая САУ WWII.

23.21 КБ

"Ягдпантера" и не менее замечательный крошка "Хетцер" на переднем плане.

17.13 КБ

С чего все началось?

3 августа 1942 года Управление Вооружений Вермахта приняло решение использовать базу танка VK 3002 (MAN), который позднее получил известность как Пантера, для недавно созданного мощного 88 мм противотанкового орудия Pak 43/3 L/71. Первоначально реализация этого проекта была поручена фирме Крупп, которая в то время уже работала над размещением 88 мм орудия на шасси танка Pz Kpfw IV. Изготовитель «Пантер» фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового танка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Крупп определил, что шасси Пантеры требуют определенной доработки, чтобы нести мощное орудие, в сочетании с хорошей броневой защитой, и объявил, что подготовительные работы будут закончены к январю 1943 года. 10 ноября 1942 года была сделана деревянная модель.

39.21 КБ

15 октября 1942 года на заседании Рейхсминистерства военной экономики и промышленности, под влиянием Альберта Шпеера было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме Даймлер-Бенц, так как, изначально, сборка нового САУ планировалась на предприятиях этой фирмы.

32.20 КБ

5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы Даймлер-Бенц был определен ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8.8 cm Sturmgeschutz), в том числе: толщина лобовой брони 100 мм — верх и 60 мм — низ, с наклоном 60 градусов, толщина верхней, задней и боковой брони 30 мм с таким же наклоном. Амбразура орудия должна быть выполнена из брони повышенного качества и крепится к корпусу на болтах, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трансмиссии и коробки передач, должны при замене, извлекаться, через амбразуру орудия. Место механика-водителя предполагалось оснастить двумя перископами, объективы которых защищали вкладки из бронестекла. В бортах боевой рубки предусматривались бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа изнутри боевого отделения. Таковые имелись только на первых, несерийных образцах - увы, ни одной такой машины ныне не сохранилось.

Сборочная линия "Ягдпантер" на заводе Brandenburger Eisenwerke GmbH. 1944 год. Отлично видна "шахматная" конфигурация катков.

73.11 КБ

66.99 КБ

К середине 1943 года были произведены первые корпуса, а в декабре 1943 года был сделан первый опытный образец. Конструкция прототипа подразумевала унификацию Ягдпантеры, с проектируемым тогда танком Panther II. 4 мая 1943 года министерством вооружений было принято решение о временном замораживании проекта Panther II, и разработчики Ягдпантеры были вынуждены сделать ряд изменений в уже имеющейся конструкции с целью унификации узлов будущей САУ с имеющимся танком Пантера. Была уменьшена толщина брони с целью понижения общего веса машины и оставлена ходовая часть от Пантеры. Экипаж был уменьшен до 5 человек (с прежних 6-ти). В середине 1943 года на фирме Даймлер-Бенц построили полномасштабную модель «Ягдпантеры», которую отправили на MIAG для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года модель вместе с другими образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне Арисе и проект был полностью одобрен.

Орудие "Ягдпантеры" на испытаниях (завод фирмы Dortmund-Hoerder-Huettenverein AG):

58.34 КБ

Боевая рубка. Отлично видно, что места хватает в избытке и экипаж не стеснен:

44.66 КБ

В октябре 1943 года, еще до начала выпуска, истребитель танков был модернизирован. Причиной стал опыт, полученный в ходе летних боев в битве на Курской Дуге. Выявилась необходимость защиты машины от пехоты противника. С этой целью справа от пушки была смонтирована шаровая установка для пулемета. До того огонь предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как у Pz-V Ausf.D.

70.77 КБ

Серийный выпуск «Ягдпантер» наладили на заводе MIAG в Брауншвейге. Первые «Ягдпантеры» едва ли можно назвать серийными, так как месячный выпуск составил всего несколько машин. В марте 1944 года выпустили всего 8 машин. Производство отставало от графика в 2-3 раза. В июне 1944 года завод подвергся налету бомбардировщиков из 8-й воздушной армии США. В результате этого налета завод серьезно пострадал и выпустил в тот месяц всего 6 «Ягдпантер». В октябре американцы вновь удачно разбомбили завод MIAG, следствием чего октябрьский выпуск составил всего 8 «Ягдпантер».

41.90 КБ

В течение всего процесса производства, в конструкцию "Ягдпантеры" вносились следующие изменения: были убраны пистолетные порты; добавлен гранатомет Nahverteidigungswaffe для ближнего боя, установленный на крыше; удален левый перископ водителя; добавлены кронштейны на люке, обеспечивающем доступ к двигателю; перенесен на другое место домкрат; добавлены трубы охлаждения двигателя; ствол орудия стал состоять из двух частей, что упрощало процедуру его замены; добавлен циммерит; усилена амбразура крепления орудия; добавлена бронированная защита выхлопных труб; перенос ящика крепления ЗИП с борта на заднюю часть рубки.

136.81 КБ

- Первая модификация — это ранние машины, имевшие монолитный ствол орудия Pak 43/2, маску, приваренную к лобовой броне и два перископа у механика-водителя.
- Вторая модификация — пушка Pak 43/3 и один перископ у механика-водителя.
- Третья модификация — новая маска пушки, крепившаяся болтами, надмоторная бронеплита от танка Pz-V Ausf.G и другие мелкие отличия.

«Ягдпантера» серийно выпускалась в двух модификациях, отличавшимися деталями установки пушки (пушка стала состоять из двух частей) и маски.

64.08 КБ

Боевое применение.

Первой частью, оснащенной «Ягдпантерами», был 654-й sPzJagAbt. Для комплектации батальона машин не хватало, поэтому в составе батальона сформировали лишь две роты. 11 июня 1944 года вторая рота располагала 13 машинами, при штабе батальона имелись две командирские «Ягдпантеры». 15 июня 8 машин 2-ой роты 654-го батальон погрузили на платформы и отправили в Нормандию. Там машины включили в состав элитного Panzer-Lehr-Divizion. По состоянию на 1 июля полностью оснащены были лишь 2-я и 3-я роты. В 1-й роте ещё не было ни одного истребителя танков. 17 июля все машины 2-й и 3-ей роты в полном составе отправились на фронт, где машины включили в состав XLVII танкового корпуса.

94.31 КБ

Следует заметить, что первоначально командирские «Ягдпантеры» в батальоне были заменены командирскими «Пантерами». 30 июля командующий XLVII танкового корпуса доложил, что машины 654-го батальона сожгли 25 танков союзников в том числе Churchill Mk.IV из 6-ой гвардейской танковой бригады. Сам же батальон потерял в июле три машины (две «Ягдпантеры» и одну командирскую «Пантеру»).

Машины 654-й sPzJagAbt:

83.67 КБ

В конце июля батальон получил пополнение в виде 16 машин. Это позволило батальону полностью оснастить 1-ю роту и восполнить потери. 10 августа англичанам удалось захватить почти целую «Ягдпантеру» с бортовым номером 314 (из состава 3-ей роты).

После боев под Фалезом 654-й батальон отступил за Сену. Через реку удалось переправить 23 машины. 9 сентября батальон отвели на полигон в Графенвер. С завода MIAG регулярно поступали пополнения: 14 октября — 9 машин, 23 октября — 7 машин. 15 ноября батальон получил еще 6 «Ягдпантер. В последние дни ноября 1944 батальон действовал в Эльзасе в составе группы армий «G». Было сожжено 52 единицы вражеской бронетехники, а потери батальона составили 18 машин. 1 декабря 1944 года батальон располагал 25 исправными «Ягдпантерами».

В полях под Фалезом:

85.71 КБ

В начале 1944 года на полигоне в Милау на базе 525-го тяжелого армейского батальона истребителей танков был сформирован 559-й батальон. Первоначально батальон получил машины Marder-III. В марте в Милау прибыли две первые «Ягдпантеры». В мае батальон получил еще пять машин. В конце августа батальон получил 11 «Ягдпантер» и еще 28 штурмовых орудий. 3 сентября батальон получил ещё 17 «Ягдпантер», доведя их численность до 35 штук. Батальон вошел в состав Группы Армий «B» действовавшей на территории Голландии. Батальон сражался в Утрехте и над каналом Альберта. В ходе этих боев батальон потерял большинство своих машин. Так, на 1 ноября 559-й батальон располагал всего шестью исправными «Ягдпантерами».

72.54 КБ

Летом 1944 года в Panzerjagerschule в Милау заново сформировали разбитый на Восточном фронте 519-й тяжелый армейский батальон истребителей танков. Две роты батальона планировали оснастить штурмовыми орудиями StuG 40, а одну — «Ягдпантерами». Закончив формирование и обучение, батальон в полном составе отправился на Западный фронт, где вошел в Группу Армий «G».

На Западном фронте действовало еще два батальона, располагавших «Ягдпантерами»: батальоны с номерами 560 и 655. Планировалось к началу Арденнского наступления оснастить в каждом батальоне по одной роте «Ягдпантер». Однако новые машины успел получить только 560-1 батальон, а 655-й батальон оснастили «Ягдпантерами» уже в 1945 году. Все части, сражавшиеся в Арденнах, потеряли более половины своего парка бронетехники. Например, 654-й батальон потерял 56 процентов от должного количества машин.

124.13 КБ

Наступление в Арденнах было периодом самого интенсивного использования «Ягдпантер» на фронте. В арденском наступлении участвовало три роты из трёх батальонов. Кроме того, несколько «Ягдпантер» было в других частях, например в Füehrer-Grenadir Brigade. Командир бригады полковник Ганс-Йоахим Калерт по состоянию на 16 декабря 1944 года располагал в 1-м батальоне танкового полка 37 «Пантерами», из которых половина на самом деле приходилась на «Ягдпантеры». В составе 6-й армии действовала рота 519-го батальона, а Panzer-Lehr-Divizion вместо 1-го батальон 130-го танкового полка имел в своём составе 559 Schwere Heeres Panzerjager Abteilung. В первые дни боев батальон находился в резерве, а позднее вошёл в состав боевой группы «фон Посингер». Несколько "Ягдпантер" из 559-го батальона немцы потеряли на улицах Ямелле, а одну машину бросили на шоссе к югу от Ан-сюр-Лас.

117.76 КБ

На Восточном фронте «Ягдпантеры» проявили себя гораздо скромнее. В январе 1945 года на востоке действовало всего 10 машин из 563-го и 616-го батальонов. 653-й батальон был спешно переброшен на восток от Милау, где сражался в районе Грудуска и Цеханува (Цихенау), потом защищал Ольштын (Алленштайн). Разбитый батальон отступил в Восточную Пруссию, где зимой 1945 года был окончательно разбит. 3-я рота 616-го батальона действовала в районе Быгдоши и Мирославца (Меркиш-Фридлянд).

Распыление сил в последние месяцы войны привело к тому, что «Ягдпантеры» действовали на самых разных фронтах. 560-й батальон истребителей танков поддерживал действия 12-ой танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» в Венгрии, а «Ягдпантеры» из 10-й танковой дивизии СС сражались в районе Насы Лужицкой с частями 2-ой армии войска польского. Кроме того, «Ягдпантеры» были и в составе дивизии «Великая Германия». На 1 марта 1945 года в строю находилось 202 «Ягдпантеры».

62.95 КБ

На сегодняшний день сохранилось десять "Ягдпантер" различных выпусков. Увидеть их можно в следующих музеях:

-- Франция — Сомюр, Musée des Blindé
-- Великобритания — Имперский военный музей в Лондоне и музей в Бовингтоне. Еще одна - в частной коллекции.
-- Германия — Sinsheim Auto & Technik Museum Sinsheim, плюс музей в Кобленце.
-- Швейцария — в танковом музее Тун.
-- США — в музее Абердинского полигона.
-- Россия — Бронетанковый музей в Кубинке.

Кубинская "Ягдпантера" относится к третьему, позднему выпуску. Я краем уха слышал, будто она сравнительно комплектна и (если ОЧЕНЬ повезет) ее можно будет поставить на ход:

123.03 КБ

Машина из музея Мюнстера. На ходу, вовсю участвует в показухах:

107.18 КБ

Интересный британский образец из частной коллекции. Машина собрана из двух разбитых Ягдпантер в 2000 году, поставлена на ход. Подробности здесь:
http://www.sdkfz.com/site/collection/173_jagdpanther.php
http://www.sdkfz.com/site/gallery/jagdpanther.php

95.16 КБ

Экземпляр из музея в Бовингтоне (Британия):

126.30 КБ

Imperial War Museum (Великобритания). Машина I выпуска в командирском исполнении. САУ была сильно повреждена во время боя, получив несколько попаданий с правого борта в районе моторного отделения и рубки. До 1969г. машина находилась в Шривенгеме, позднее ее хранили в Военном музее Дафксфорда. В 80-е годы машина была полностью отреставрирована были сделали вырезы в левом борту рубки). Ягдпантера принадлежала 559-му батальону и была захвачена союзниками на севере Германии на окраине Гифхорна 16 апреля 1945г.

За вырезы тамошним музейщикам ручонки оторвать надо - зачем портить ценный экспонат? Чтобы подростки из арабских кварталов Лондона могли посмотреть "что внутри"? Тьфу! :(

122.91 КБ

Сомюр, Франция. Экземпляр в очень хорошем состоянии, да и вообще музей отличный. На заднем плане слева - уникальная редкость, "Бергепантера":

115.44 КБ

Абердинскую фотографию публиковать не буду - расстройство одно: ржавчина и облезшая краска. :(

Ну и английская машинка на показухе:







На Ютубе еще по поиску много можно найти.
Tags: заказной пост, танки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Recent Posts from This Journal

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…