Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Category:

ЗАКАЗНОЙ ПОСТ №5

Завершаем предыдущую серию заказных постов. Сегодня на рассмотрении "Штурмтигр" под микроскопом". :)

Sturmtiger
Sturmpanzer VI / Tiger-Morser


21.12 КБ


Как и всегда статистика: Вес: 65 тонн. Экипаж - 5 человек. Скорость 36 км/ч (шоссе), 12 км/ч (бездорожье). Запас хода 100 км, по бездорожью - 60 км. Вооружение: 380-мм корабельный реактивный миномет Stu M RW61 L/5.4, 1 пулемет 7,92мм MG34. Бронирование: передняя часть корпуса 70 мм, лоб рубки 150 мм, борт 82/62 мм, корма 82/62 мм, верх 28 мм. Боезапас: 380-мм - 14 выстрелов, пулемет 7,92мм - 3000 выстрелов.


Надо сразу сказать, что машина эта редкая и уникальная в своем роде - ни одна воюющая сторона не создала САУ, подобную "Штурмтигеру". Отсюда и малое число машин: всего изготовлено 18 "Штурмтигеров", из них в войска поступило всего-навсего 13 экземпляров.

Интересное: по линии министерства вооружений обозначение (SdKfz - "специальное транспортное средство") машине присвоено не было. Прямо-таки вопиющее нарушение орднунга!

29.30 КБ

Идея создания "Штурмтигера" принадлежала Быстрому Гейнцу - после боев в Сталинграде генерал-инспектор танковых войск Гудериан предложил спроектировать реактивную установку крупного калибра на танковом шасси, предназначенную для ведения боев в городах и уничтожения укреплений. Эта идея понравилась Гитлеру и 5 августа 1943 года он распорядился разработать САУ на базе танка "Тигер"». Сначала предполагалось вооружить Sturmtiger 210-мм гаубицей, но в тот момент ее не было в наличии.

Теоретически, это страшилище (на шасси Ф. Порше) могло выглядеть таким образом (проект "Bar"):

36.34 КБ

5 августа 1943 года Альбертом Шпеером было решено установить на модифицированный "Тигер" 380мм ракетную пусковую установку/мортиру в новую надстройку - кстати, эта мортира так и не была принята на вооружение в Кригсмарине, зато пригодилась в Панцерваффе.

Великолепная фотография прототипа в отличном качестве:

407.33 КБ

Новая машина по компоновке и отводимой ей роли была схожа с Brummbar/Гризли (см. заказной пост №1), но имела более тяжелое шасси и вооружение. Компания Алкетт получила заказ на производство первого прототипа к октябрю 1943 года. 20 октября 1943 года прототип "Штурмтигера" был представлен Адольфу Гитлеру на тренировочном полигоне в Arys в Восточной Пруссии.

На снимке как раз показывают прототип на базе PzKpfw. VI Ausf. H фюреру, Альберту Шпееру и Гудериану:

42.09 КБ

Сразу отметим дорожные колеса с резиновыми бандажами - они использовались только на данном единственном прототипе, поскольку на испытаниях 1944 года выяснилось, что для конверсии в потяжелевший на 10 тонн по сравнению с базовой машиной "Штурмтигер" годились только "Тигеры" поздних выпусков, с внутренней амортизацией катков и двигателем модели HL230 P45.

47.68 КБ

Добавим так же, что надстройка прототипа выполнена из неброневой стали хотя в боях данный экземпляр использовался (об этом ниже). Прямо с полигона он отправился в Варшаву, там пострелял, потом вернулся на полигон для модернизации. Дальнейшая его судьба вызывает споры.

28.56 КБ

Наконец, к началу лета 1944 года было принято решение запустить машину в серию - для производства использовались шасси поврежденных в боях "Тигеров" Ausf E. Производство рубок "Штурмтигера" осуществлялось фирмой "Бранденбургер Айзенверке", а ремонт поступивших "Тигеров" и окончательную сборку осуществляла "Алкетт" на заводе в Берлине-Шпандау. Выпуск первой партии из 12 "Штурмтигеров" продолжался с 13 августа по 21 сентября 1944 года, после чего 6 октября того же года новая САУ была наконец принята на вооружение Вермахта и началось распределение таковой по частям.

"Штурмтигер" окончательно принял всем известный облик:

18.87 КБ

18.85 КБ

ВООРУЖЕНИЕ

"Штурмтигер" оснащался 380-мм заряжаемой с казенной части короткоствольной мортирой Raketenwerfer 61 L/5.4, которая стреляла на близкое расстояние (4600-6000м.) огромными ракетными снарядами большой разрушительной мощности. Это орудие было разработано компанией "Рейнметалл-Борзиг" на основе морской установки запуска глубинных бомб. Для локальной обороны на передней бронеплите устанавливался 7,92мм. пулемёт MG34. Sturmtiger был способен уничтожить любое здание или другую цель с одного выстрела. Правда, боезапас его составлял всего 14 реактивных снарядов (весом 345-351 кг. каждый).

30.74 КБ

Согласно «Инструкции по обслуживанию самоходной штурмовой мортиры» основным назначением "Штурмтигеров" являлось использование в уличных боях, разрушения баррикад, домов и т.п. Реактивную фугасную гранату рекомендовалось применяться для поражения сосредоточенных живых целей (скопление пехоты), реактивный кумулятивный снаряд предназначался для поражения мощных бетонированных укреплений. Использование орудия и боеприпасов для стрельбы по мелким целям не рекомендовалось.

81.70 КБ

"Штурмтигер" вел огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полете из-за вращения, достигавшегося за счет наклонного расположения сопел двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с. Хотя ракета при выстреле и создавала небольшую по сравнению с традиционными артиллерийскими системами того же калибра отдачу, чтобы не усложнять конструкцию и не загромождать боевое отделение механизмами отката, конструкторам пришлось прибегнуть к оригинальному решению: газы ракетного двигателя отводились в пространство между стволом и его внешним кожухом, выводясь через отверстия в передней части ствола; таким образом удавалось погасить значительную часть стартовой отдачи.

Эти отверстия прекрасно видны на снимке. Ракета заряжена:

93.31 КБ

Зарядка орудия производилась вручную, ввиду значительной массы снарядов для этого использовалась ручная лебедка, установленная внутри рубки и передвигавшаяся по рельсам на ее крыше. Помимо этого, на крыше рубки устанавливался съемный кран, служивший для загрузки боеприпасов в танк.

Моделька: расположение боеприпаса в боевом отделении:

109.91 КБ

Схема орудия:

21.22 КБ

Фрагмент оригинальной инструкции по применению ракет:

41.74 КБ

Ствол орудия для зарядки должен был быть опущен в положение 0°, после чего все четыре человека экипажа проталкивали ракету в ствол при помощи специального инструмента, по откидному лотку с направляющими роликами. При этом, с помощью направляющей планки, ракета приводилась в нужное положение, чтобы выступы на ней совпали с нарезами ствола; также для придания ракете правильного положения мог быть использован специальный ключ. Зарядка орудия являлась трудоемким и медлительным процессом, занимавшим не менее 10 минут, даже при том, что в ней задействовались четверо из членов экипажа.

Для наглядности. Надстройка срезана (снимок сделан после войны), отлично видно боевое отделение, транспортер (в центре) и стойки для ракет:

58.65 КБ

В вот теперь посмотрите на серию снимков ниже, и оцените каково приходилось экипажу. На третьей фотографии прекрасно виден ключ для "доводки" снаряда в нужное положение:

27.69 КБ

34.25 КБ

60.01 КБ

36.46 КБ

36.98 КБ

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Сохранилась единственная видеозапись боевого применения "Штурмтигера" - тот самый единственный прототип на базе "Тигера" Ausf H. Оценим:



Сразу же после завершения полигонных испытаний, 12—13 августа 1944 года прототип (с рубкой из неброневой стали и всего лишь с 12 ракетами боезапаса) был по железной дороге доставлен в Варшаву, где уже неделю шло восстание. С 13 по 28 августа машина использовалась для ведения огня по позициям восставших в городских районах Старувка и Мокотов, впервые вступив в бой 19 августа. Боевое применение подтвердило выявленные еще во время заводских испытаний проблемы с надежностью ракеты и точностью стрельбы. В Варшаве к этому прибавилось еще и то, что взрыватели ракет, рассчитанные прежде всего на долговременные железобетонные укрепления, чаще всего попросту не срабатывали при попадании в сравнительно тонкие кирпичные стены городских зданий. Прибывшие в дальнейшем партии боеприпасов были оснащены более чувствительными взрывателями, после чего прототип "Штурмтигера", вместе с присоединившимся к нему между 15 и 18 августа первым серийным образцом, показали удовлетворительные результаты.

17.55 КБ

Поврежденный в Варшаве серийный "Штурмтигер" буксируется "Бергепантерой":

27.80 КБ

Первая вооруженная «Штурмтигерами» рота, 1000-я, была сформирована 13 августа 1944 года. Первоначально САУ были укомплектованы заводскими экипажами из персонала фирмы "Алкетт". В 1-й взвод вошли прототип с первым серийным «Штурмтигером», после чего прототип был отправлен на завод фирмы Alkett для модернизации до стандарта серийных машин (там и сгинул незнамо куда). Место 1-го взвода в Варшаве вскоре занял 2-й, укомплектованный двумя серийными «Штурмтигерами».

Ставим взрыватель на ракету:

28.82 КБ

1-й же взвод, после завершения модернизации прототипа, был вначале отправлен на Западный фронт, в район Мо, однако уже 10 сентября он был передислоцирован в Венгрию, где был придан 109-й танковой бригаде. Взводу предстояло, в случае, если Словацкое национальное восстание распространится до Братиславы, участвовать в его подавлении уже опробованными в Польше методами. Однако, поскольку восстание так и не дошло до столицы, и было остановлено на значительном от нее расстоянии, уже к 20 октября 1-й взвод был возвращен в Варшаву.

"Штурмтигер" 1000-й роты, погрузка боезапаса:

32.37 КБ

А эта машина принадлежала 1001-й роте. Найдена брошенной экипажем солдатами 8-й американской пехотной дивизии 11 апреля 1945 недалеко от Бонна:

56.06 КБ

1001-я рота самоходных миномётов была сформирована 23 сентября 1944 года. 28 сентября был укомплектован 1-й взвод, получивший два «Штурмтигера», а 5 октября к нему присоединился, также укомплектованный двумя САУ, 2-й взвод. Среди всех вооруженных «Штурмтигерами» рот, она оказалась наиболее активной, действуя против англо-американских частей и прикрывая свои войска в районе Айфель, на участке Дюрен — Айскирхен. «Штурмтигеры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали даже способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае, «Штурмтигеру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман».

61.89 КБ

Последняя рота «Штурмтигеров» использовавшаяся в бою, 1002-я, была сформирована в конце осени 1944 года, в разных источниках в качестве даты формирования роты приводится либо 22 октября, либо 14 ноября. Рота немедленно была отправлена на фронт, не имея боеприпасов к «Штурмтигерам». В январе—марте 1945 года рота, получив, наконец, боеприпасы, была развернута в районе Райхсвальда, не принимая участия в боях, а после была при отступлении успешно эвакуирована за Рейн. В дальнейшем, рота продолжала отступление с боями, неся потери, пока 14 апреля последний из «Штурмтигеров» не был захвачен войсками США.

56.03 КБ

ИТОГО

Всего по состоянию на 1 марта 1945 года, в частях насчитывалось 13 машин, три находились на складах, еще одна машина была потеряна, также в это число не входит списанный в октябре 1944 года прототип. Помимо трех упомянутых выше рот, была сформирована также 1003-я рота самоходных минометов, однако сведения о ее боевом применении или о том, что она вообще была укомплектована САУ, отсутствуют. В марте—апреле 1945 года, большинство «Штурмтигеров» были брошены или уничтожены своими экипажами, после неустранимых в полевых условиях поломок или из-за нехватки топлива и боеприпасов. После окончания войны, как минимум по одному захваченному «Штурмтигру» испытывалось в США и Великобритании.

На сегодняшний день сохранилось всего две машины - одна в Кубинке, и вторая в музее Зинсхайм (ФРГ).

Между прочим. Ходят упорные слухи о том, что кубинский экземпляр это как раз тот самый сгинувший прототип, прошедший в 1944 году модернизацию, но так ли это на самом деле, никто в точности не знает. Подвеска у этой машины так или иначе поздняя. Вот как машина выглядела несколько дней назад:

133.62 КБ

Небольшой эксклюзив от меня лично. На корме открыт (точнее попросту отсутствует) лючок, можно сфотографировать внутренний интерьер. Как видим, двигатель и значительная часть внутреннего оборудования на машине отсутствуют.

135.42 КБ

Машина из музея Зинсхайм. Серийный «Штурмтигер» поздних выпусков, принадлежавший 1002-й роте, после войны жил в Абердине (США), потом его вернули в Германию. Машина полностью комплектна, и ходят разговоры, будто она на ходу - подтверждений этому в виде ю-тубовских роликов я найти не смог. Так или иначе, данный "Штурмтигер" сохранился значительно лучше нашего:

74.60 КБ

92.88 КБ

Ну и внутри он выглядит мягко говоря поновее:

25.90 КБ

Подробнее здесь (на немецком языке): http://www.panzer-modell.de/referenz/in_detail/sturmtiger/st.htm

Итак, на этом первую серию заказных постов мы заканчиваем, если кто желает почитать еще о чем-нибудь - в каменты плз. Но учитывайте - послевоенные образцы не предлагать, моя сфера интересов заканчивается 1945 годом.

Ну и маленькое извращение на тему. Вероятно, секретное оружие массового поражения Саддама:

86.74 КБ

Tags: заказной пост, танки
Subscribe

  • НА КАНИКУЛЫ

    Итого. Есть предложение на новогодние каникулы тем, кто со своей машиной. Мы тут с группой фейсбучных товарищей собрались прогуляться своим ходом…

  • РУБИКОН ПЕРЕЙДЕН

    Решено, беру. 750.000 ISK или 6675 USD по текущему курсу. Что, по большому счету, даром. *попутно посмотрел растаможку на Россию, если вдруг придет…

  • ВТОРАЯ ПОПЫТКА

    В общем, предполагаемая закупка "Патрола" обломилась - местные его на тест-драйве погоняли, и выяснили, что двигло битое - дымит на холостых,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • НА КАНИКУЛЫ

    Итого. Есть предложение на новогодние каникулы тем, кто со своей машиной. Мы тут с группой фейсбучных товарищей собрались прогуляться своим ходом…

  • РУБИКОН ПЕРЕЙДЕН

    Решено, беру. 750.000 ISK или 6675 USD по текущему курсу. Что, по большому счету, даром. *попутно посмотрел растаможку на Россию, если вдруг придет…

  • ВТОРАЯ ПОПЫТКА

    В общем, предполагаемая закупка "Патрола" обломилась - местные его на тест-драйве погоняли, и выяснили, что двигло битое - дымит на холостых,…