Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Category:

СТИВЕН КИНГ. "ДЬЮМА-КИ".

Давненько у нас не было развернутых рецензий на классиков, так что получайте новую.

«Поначалу ты боишься умереть, потом ты боишься не умереть». ©

Итак. После известной автокатастрофы (ходили даже упорные слухи, что Кинг умер) самым крупным творением мэтра оказался «Ловец снов» - неимоверная нудятина, тянущаяся как зеленая сопля на протяжении шестисот с лишним страниц. Честно говоря, я «Ловца» ниасилил – и это был первый прецедент с Кингом, все его вещи, даже скучные, я всегда дочитывал до конца. Зачем он это написал, и тем более издал, непонятно. Хотел заработать? Вряд ли, денег у Кинга как говна за баней, все-таки самый восокооплачиваемый писатель планеты (Дж. Роулинг с поттерастической эпопеей так до его рейтингов и не дотянула). Хотел отвлечься, пока выздоравливал? Эта версия кажется более правдоподобной. В любом случае, по моему мнению «Ловец» - слабейший его роман. Кингу вообще лучше не браться за «космическую» фантастику, ну не получается она у него...

Так что же, мэтр окончательно сдулся и лучшие времена навсегда ушли? Да ничего подобного. Похоже, былой запал вернулся – и очень вовремя.



Что же мы имеем с гуся в случае с «Дьюма-ки»? Мэтр решил не распыляться на громадный роман с полутора сотнями персонажей (см. «Противостояние»), но поскольку писуч от природы, «Дьюма» все равно получился длинным – аж целых 28 авторских листов (то есть 1 миллион 126 тысяч символов – ого!) . Причем в тексте ничего такого особенного не происходит – реки крови и выпущенные кишки отсутствуют как данность. И все равно вещь получилась отличная – прочел с монитора в два приема, буду покупать в бумажном виде. Впечатления словесного поноса «Дьюма» не производит ни разу – все на месте, все по делу.

Сюжет: владелец строительной фирмы Эдгар Фримантл попадает в серьезную аварию в результате чего получает тяжелую травму мозга, плюс ампутацию кисти руки. Как обычно у Кинга – момент автобиографический, знает о чем пишет. У главного героя большие проблемы с памятью и самоконтролем, депрессия, жена ушла, сам он остался инвалидом. Впереди полнейшая безнадега и как предсказуемый результат – самоубийство. Есть подозрение, что Кинг описал самого себя после автокатастрофы – очень убедительно.

Так бы и получилось, не посоветуй врач мистеру Фримантлу отвлечься – если ты увлекался в юности рисованием, смени обстановку и начни рисовать. Оставшейся рукой. А через год, если ничего не изменится, можешь с чистой совестью пустить пулю в лоб. Эдгар совету внял, снял дом на одном из островов у западного побережья Флориды, затарился карандашами-холстами-красками и начал рисовать... Причем, неожиданно для себя, с каждой новой картиной все лучше и лучше. Вот тут-то и начались пугающие явления...

Для такого здоровенного романа персонажей на удивление мало – центральных всего двое (сам Фримантл и компаньон престарелой владельцы острова Джером Уайрман) да десяток-полтора второстепенных – часть из которых, как заведено у Кинга, со временем отправляется на мясо. Во-вторых, нет традиционного и почти обязательного персонажа в виде мальчика 10-13 лет, обладающего сверхспособностями: такие мальчики постоянно кочевали из «Противостояния» в «Безнадегу» и из «Необходимых вещей» в «Темную башню» отличаясь только продвинутостью «мистической» силы.

Между прочим, когда у Кинга появляется толпа героев и сразу несколько сюжетных линий, он начинает путаться, не может за всеми уследить, в результате чего в текстах встречаются презабавные ляпы – десять страниц назад персонажа грохнули, а тут он воскрес и вовсю жует гамбургер. В «Дьюме» я таких казусов не отсек.

Словом, 90% романа два пятидесятилетних скучных дяди – Фримантл с Уайрманом, - обсуждают свои проблемы и определенные странности острова Дьюма-Ки, пытаются доискаться до причин этих странностей, ходят на художественные выставки и проводят расследование событий на Дьюме, относящихся к 20-м годам прошлого века, когда, собственно, все интересное и началось...

Почему хорошо читается? Для начала следует заметить, что Кинг всегда был мастером literary credibility, литературной достоверности – что касается бытописательства, мелочей, подробностей и т.д. и т.п. Весьма характерный для него литературный прием: описывая действительность с максимальной достоверностью, он заставляет читателя твердо уверовать, что в этих донельзя привычных декорациях любая чертовщина так же реальна, как и жестянка из-под печенья «Суит Оуэн». Соцреализм как он есть.

Кроме того, я всегда говорил, что не стань Кинг писателем, он оказался бы гениальным психиатром – он стращает не лупоглазыми монстрами (которые у него сравнительно однообразны), а теми самыми «потемками души», темной половиной, присутствующей в каждом. И когда он вытаскивает темную половину персонажа наружу и раскладывает на столике перед почтеннейшей публикой, выясняется, что уж лучше лупоглазый монстр, чем такой homo sapiens.

В-третьих, «зло» на Дьюме как обычно абстрактно и безлико, практически нематериально. Оно «где-то там», но в то же время может при желании запросто тебя достать – а не тебя, так кого-нибудь из друзей или родственников, чтобы ударить побольше. Кинг говорит: «Не бойтесь убивать своих героев» - и обычно убивает их, опять же для достижения эффекта достоверности и нагнетания атмосферы. Боишься того, чего не знаешь и чего не можешь познать в принципе. Кстати, подробных объяснений, откуда взялась фарфоровая статуэтка женщины в капюшоне и с птичьей лапой вместо руки, что она такое и какова ее сущность нет, да и быть не должно – это то самое «безликое зло», существующее только ради себя. Понять его невозможно по факту.

Так о чем же роман? Мистическая составляющая задвинута на второй план – и правда, на острове Дьюма-Ки почти девяносто лет назад происходили донельзя подозрительные события, потом все утихомирилось, но с приездом мистера Фримантла безобразия вновь начались с удвоенной силой, и проводником этих безобразий постепенно становится безобидный художник-инвалид, постепенно начинающий осознавать, в какие серьезные неприятности вляпался. И вот тогда человек, совсем недавно стоящий на грани самоубийства осознает – «Если не я, то кто же с этим справится?».

И мистер Фримантл при поддержке Уайрмана справляется. Это книжка про nihil desperandum, никогда не отчаивайся. Основная линия – «воскрешение» человека с покалеченной психикой и избавление от страха "не умереть". Вот за этим процессом мы и наблюдаем на протяжении полутысячи страниц. Причем сделано это с обычным кинговским профессионализмом, который, как казалось после ужасного «Ловца снов», полностью иссяк.

Короче: фэнам читать в обязательном порядке. Любителям психологии – тоже. Моя оценка – твердая пятерка.

ЗЫ: надеюсь, по роману снимут кино и поручат режиссуру Ф. Дарабонту.

52.72 КБ


Если чо - этот пост проплачен Стивеном Кингом.
Tags: литература
Subscribe

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • НУ И ДО КУЧИ...

    Карфаген-2 в продаже в начале мая скорее всего, допилен полностью. PS: я захожу сюда раз в полгода край, кто хочет общаться по старой памяти, в…

  • АТАУЛЬФ

    Ради такого дела можно и раз в восемь месяцев в жэжэшечку зайти. 25 (двадцать пять!) лет спустя после написания мы в #ActaDiurna издали роман…

  • ШЕНДЕРОВИЧ: КАК НАВЕРНУТЬСЯ С ОЛИМПА

    По причине вот этой прекрасной картинки я вам расскажу историю, отчего г-н Виктор Шендерович столько лет подряд такой злой? И почему в текущий момент…