Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Category:

ЗАКЛЕПКОМЕТРИЯ ИЛИ БЕДНЫЙ ЖЮЛЬ ВЕРН...

panzer_papa вполне справедливо пишет в каментах к "Фафниру":

Колеблюсь между своим крайним неприятием абсолютной заклепкометрии в том, что сейчас выдается за АИ-литературу, и пониманием, что при истории в стиле Жюль Верна, Алексея Толстого или Беляева без заклепкометрии не обойтись. Блин, надо же, как современная макулатура ("спецназовец-компьютерщик попал в прошлое и сделал Николаю II 10 тысяч танков и атомную бомбу") вызывает аллергическую реакцию даже на вкуснейшую классику...

Вот я примерно о том же. Ошалелая банда майоров ВДВ™/спецназовцев/хакеров и прочей шелупони, вдруг "попавшая в прошлое" и за месяц перевернувшая ход истории с ног на голову задолбала насмерть - не будем ходить за примерами далеко, да хоть "Варягъ победитель" с непременным "еромъ" после конечной согласной. Вполне естественно, что большинство таких текстов скатывается в тошнотворную ура-патриотическую клюкву и "ерню", а прослезившийся Государь-императоръ в финале вручает всем участникам по Железному кресту св. Георгию под хруст французской булки. Ники такой Ники.

Внимание вопрос: а где же золотая середина? Как описать belle époque, чтобы не оставалось привкуса ландриновой карамельки в бело-сине-красном фантике?

Увы, занимаясь темой конца XIX и начала ХХ веков без заклепкометрии не обойдешься - паровозы-аэропланы-цеппелины есть реальность. Да и чутка поальтернативить хочется, но опять же - перейдешь определенную грань, и тебя засмеют и будут травить на всем пространстве от ЖЖ до ВИФа. :)

Мой рецепт: надо идти по стопам классиков. Никто ведь не кривится и не плюется от романов Жюля Верна или Р. Стивенсона? А о чем они пишут? Верно, о приключениях ради приключений на фоне стимпанковской/пиратской и прочих реальностей. У Верна политика/история присутствует только на заднем плане (см. к примеру "Таинственный остров" и Гражданскую войну в САСШ). Камера сосредоточена исключительно на персонажах, которые занимаются привычными для классических приключенцев делами: ищут сокровища или пропавшего капитана Гранта, путешествуют на воздушном шаре, едут вокруг света за 80 дней, охотятся на злодеев эт цетера.

Добавлю, что беллетристика ЖВ не только и не столько развлекательная, но и обучающая. Как устроены паровая машина или дирижабль? Почему летает аэроплан? Какие животные водятся в Австралии? Как в полевых условиях получить самогон нитроглицерин? Это тоже важный пункт: если такая книжка попадет в руки ребенка, она будет нести еще и образовательную нагрузку.

Посему с "Фафниром" я и пошел по опробованной в позапрошлом веке и доказавшей свою жизнеспособность схеме: основной сюжет строится на поиске сокровищ и связанных с данным ремеслом траблах: в дело вмешиваются конкуренты, полиция, бандюки и чуть-чуть силы мистические (привет от г-жи Радклифф и Жорж Санд, куда ж без этого).

Политика-альтернатива только отдаленный фон - о событиях в этой области персонажи узнают из газет или от знакомых полицейских. И в то же время действия персонажей по кирпичику эту альтернативу надстраивают - косвенно. Никто не приходит к кузену Ники в Царское село, не хватает его за манишку и не орет "Давай строй 10000 танков, сцука!" (в классической заклепкометрии Ники моментально бы проникся, к который раз прослезился и высочайше повелелъ генералу Сухомлiнову "слушать этаго умнейшаго господiна". Тьфу.).

Ну и разумеется literary credibility, обязательная литературная достоверность - причем во всех деталях. Цены на номера в гостинице. Как выглядит порт Ливерпуля. В каком магазине купить шляпу и за сколько. Подробная карта Одессы от 1914 года. И так далее. Что характерно, все это можно запросто раздобыть в Интернете: Гугл врублен постоянно. А если сам не найду - спрошу здесь: все люди по природе учителя, мигом все расскажут и объяснят.

Примерно таким образом и достигается отсутствие клюквенности - всего надо вмеру, а уж альтернативы особенно. Это так, приправа. Во всем прочем - следуй методике Жюля Верна (сокровища-приключения-обучаемость-достоверность) и все получится.

Как-то так.

PS: и еще одно. Не надо искать в приключенческой беллетристике глубин Достоевского и цепляться к каждой детали (что у нас очень любят). Который раз повторяю: я работаю в развлекательном бизнесе и за деньги сочиняю для почтеннейшей публики разные истории. Вопрос только в том, что и такой продкут должен быть качественным.

Tags: жж, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →