Гунтер (gunter_spb) wrote,
Гунтер
gunter_spb

Categories:

ТИПА ЭНТОРВЬЮ.

Вопщем, попросили меня отдельные СМИ побазарить по теме, вот что получилось.



1. Скажите, Андрей, что побуждает читателя стать писателем. Почему врач по профессии вдруг обращается к жанру фантастики?

Допустим, не только врачи. Кажется из фантастов, докторами являются лишь С. Лукьяненко и А. Лазарчук, больше вспомнить не могу. Елена Хаецкая по образованию журналист, Святослав Логинов – химик, Аркадий Стругацкий так и вообще был военным переводчиком. Могу ответить словами профессора Толкина: «Если нет книги, которую ты хочешь прочитать, напиши ее сам». Примерно этой логике я следовал, когда начинал работать в литературе.

2. Какие источники вдохновения Вы выделяете как наиболее важные? Что служит Вам сигналом, чтобы вдруг взяться за перо и начать писать книгу на ту или иную тему?

«Вдохновение» полагаю метафизической субстанцией, применимой к экзальтированным поэтессам с Лирушечки. Литература – это работа. Такая же, как и все остальные. Главное – владеть исходным материалом, знать технологию производства и уметь грамотно оформить конечный продукт. Я никогда не позиционировал себя «властителем дум» - я работаю в развлекательном бизнесе, за деньги сочиняю для людей разные истории. И этого, что характерно, не скрываю – пускай думами властвуют другие. Моя задача увлечь читателя и внести в текст образовательную нагрузку, поскольку даже фантастика или fantasy не должны являться тупым рубиловом-мочиловом. Собственно, поэтому мне более близок жанр альтернативной истории или исторической fantasy. Сигнал? Всякое бывает. Один раз сюжет приснился – так начался «Танец с Хаосом», мой любимый текст, который разные люди позиционируют как «самую лучшую» или «самую худшую» книгу Мартьянова. «Беовульф» появился после прочтения «Хроник Фредегара». «Наследник» был сочинен за два часа на коленке совместно с моим братцем – осталось только расписать подробно. Раз на раз не приходится.

3. Готовясь к работе над книгой, читаете ли Вы исторические труды, сидите ли в архивах, консультируетесь ли со специалистами, черпаете информацию из других источников?

Безусловно. Следует точно представлять себе историческую эпоху, которую описываешь, иначе не получится никакой «литературной достоверности». Источники самые разные – от домашней библиотеки до Интернета.

4. Как повлияло на Вас, как на автора, и на направление Вашего творчества появление на отечественном рынке в 1990-е гг. огромного числа новых писателей-фантастов?

Практически никак. Современную отечественную фантастику я не читаю, за редкими исключениями – та же Хаецкая, к примеру. А вот некоторым приемам по стилистике и сюжету научился у раннего Бушкова начала 90-х, когда тот еще не взялся за конспирологию. Бушковские «Летающие острова» полагаю одним из лучших произведений жанра. Бесконечные продолжения, конечно, не рассматриваются.

5. Правда ли, что Вы, как и другие отечественные писатели, в прошлом десятилетии брали псевдонимы зарубежных авторов? И если да, то насколько удачным был этот опыт?

Правда. Было несколько псевдонимов, один из самых известных – Олаф Бьорн Локнит. Опыт был вполне удачен – почти десять лет работы в серии «Конан-варвар» и, по-моему, очень неплохие тексты по теме. Роман про Конана «Полуночная гроза» - двухтомник с полутора сотнями персонажей, с действием, захватывающим почти весь Хайборийский мир мне самому нравится. Да и более короткие повести вполне читабельны.

6. Вы нередко пишите о приключениях воинов «в шлемах с рогами» - Вам эта тема, судя по всему, особенно близка. Пересматриваете ли Вы в своих произведениях устоявшиеся взгляды на роль северных завоевателей в истории?

Ну не было у скандинавов «шлемов с рогами»! Таковые использовались только в ритуальных целях, в капищах... Нет, устоявшиеся взгляды не пересматриваю – работаю сугубо по истории и трудам таких выдающихся скандинавистов как А. Гуревич и М. Стеблин-Каменский.

7. Часто Вы обращаетесь к другим историческим сюжетам. Назовите Ваши наиболее любимые периоды истории и расскажите, пожалуйста, почему они представляют для Вас повышенный интерес?

Высокое средневековье, примерно до середины XV века. Темные века. Рим времен Империи. Вторая мировая война. Интерес вызывают переломные эпохи, когда происходили резкие изменения в развитии цивилизации и менталитете общества.

8. В «Черном горизонте» Вы подняли один из животрепещущих вопросов: моральное право на вмешательство людей в дела другой цивилизации, в искусственном создании нового мира. Как Вы считаете, «трудно быть богом»?

Трудно. Вернее, невозможно. Сразу скажу, что история начавшаяся в книгах «Белая акула» и «Черный горизонт» кончится очень и очень плохо. Никакого хэппи-энда. Третий том напишу зимой.

9. В настоящее время в России наблюдается бум альтернативно-исторической литературы. Как Вы думаете, с чем это связано?

Нас вечно не устраивает свое прошлое. Под словом «нас» я имею в виду всё общество. То не так, это не эдак, революции-войны. Отсюда и стремление улучшить прошлое хоть на книжных страницах. Пока мы не сумеем относиться к собственному прошлому с уважением, ровно, без истерик про «кровавого Сталина» или, допустим, «ужасного Ивана Грозного», альтернативные опусы будут очень популярны – ибо отвечают запросам определенных групп читающей публики. Любители «Белого дела» будут расхватывать книжки про победу Деникина над красными, а тем же красным очень понравится роман про то, как РККА дошла до Парижа в 1945 году и разгромила американские армии. Британцы, например, в прошлом пролили кровищи не меньше чем все прочие, включая нас, но памятники тому же Оливеру Кромвелю не сносят и его имя не запрещают. Отечественная же история непредсказуема. Что скверно.

10. Выстраивая сюжет альтернативно-фантастического произведения, Вы тем самым подчеркиваете, что все могло быть иначе. Лучше или хуже, это другой вопрос. А к какой точке зрения склоняетесь Вы, что играет большую роль – люди, случайность, злой рок или еще что-то?

Я по складу исторический материалист и полагаю, что Карл Маркс с Энгельсом во многом были правы. Особенно касаясь экономики, как движущей силы развития общества. У любого события есть свои истоки, начиная от падения кирпича на голову третьестепенному персонажу и заканчивая Мировой войной. Только в первом случае кирпич упал потому, что стену ленивые гастарбайтеры строили, а во втором надо рассматривать весь комплекс глобальных причин. И это довольно сложно.

11. В последнем опубликованном романе «Мировой кризис» Вы очень подробно описываете эпоху перед Первой мировой войной. Поделитесь рецептом о том, как Вам это удалось?

Да здравствуют Интернет и увлекающиеся данной эпохой друзья. При желании о 1914 года можно найти уйму материалов – железнодорожные тарифы, курсы валют, стоимость обеда в ресторане и меню, описания паровозов-автомобилей-аэропланов, подробные карты городов и так далее, и так далее. Надо лишь выделить время и покопаться в источниках. Как я уже говорил, историческая и литературная достоверность стоят на первом месте. Кроме того, текст вычитывал мой знакомый, который про начало ХХ века знает едва не больше, чем люди жившие в то время. И указывал мне на фактические ошибки. По большому счету, надо лишь постараться и найти необходимые сведения.

12. Более того, после самого произведения в книге помещен довольно любопытный материал. Здесь показан Ваш взгляд на причины возникновения мирового конфликта, который во многом идет в разрез с официальной точкой зрения. На основе чего Вы приходите к таким выводам?

Не приписывайте мне чужих заслуг. Статья написана Н. Стариковым, я использовал ее как дополнение к основному тексту оттого, что точка зрения автора мне близка. Он приводит достаточное количество документов, чтобы сделать определенные выводы.

13. В человеческой истории довольно много белых пятен. А не считаете ли Вы, что писатели в своих произведениях раскрывают многие загадки прошлого, и делают это более удачно, чем коллеги-ученые?

Есть такая теория: пространство и время бесконечны, следовательно возможно бесконечное множество событий. Любых. Я ничуть не исключаю, что описанные в околоисторических художественных книгах события могли произойти. Но все-таки следует различать беллетристику и серьезную историческую науку. Это две абсолютно разные вещи.

14. Помимо написания литературных произведений и аналитических материалов Вы частый гость и организатор реконструкций. Помогает ли это Вам прочувствовать дух эпохи и ощутить на собственной шкуре, что значит быть человеком другого времени?

Когда как. Впрочем, именно строгой реконструкцией я не занимаюсь, предпочитаю исторические игры. По одной из таких игр даже роман был написан, совместно с М. Кижиной - «Отречение от благоразумья». Он пока не издан. А прочувствовать-ощутить можно, но далеко не всегда. У нас совершенно другой менталитет и мироощущение, от XXI века никуда не денешься.

15. В какой исторической эпохе Вы бы хотели оказаться и почему? И чтобы стали делать, если бы Ваше желание вдруг исполнилось?

Нет уж, благодарю, мне спокойнее здесь. Такой «перенос» ничего кроме неприятностей не принесет – надо знать язык, обычаи, владеть минимумом полезных навыков... Я полагаю, что «попаданец» не прошедший серьезнейшую теоретическую подготовку в другой эпохе не выживет. Лучше сидеть дома. 

16. Вещи, оставшиеся от других эпох, заставляют трепетать сердце любого, кто интересуется историей. А какие ощущения возникают у Вас в тот момент, когда вы оказываетесь в старинном замке, прикасаетесь к оружию, держите в руках древний артефакт?

Никаких мистических переживаний в таких ситуациях никогда не испытывал. Интерес, но не более.

17. Верите ли Вы в чудодейственную силу вещей, которые дошли до нас из других эпох, культур, а может быть, и внеземных цивилизаций?

Весьма отчасти. Но следует помнить, что в прошлом любая вещь, а особенно украшение, несла в себе определенный смысл. Не столь давно отсоветовал подруге носить подаренный ей настоящий скифский золотой браслет в виде змейки – черт его знает, что он означал и для каких целей был изготовлен. Лучше с такими игрушками не шутить, нашим временам они не принадлежат.

18. Не складывается ли у Вас ощущения, что живущие рядом «братья наши меньшие» тоже хранят много секретов, все понимают, но не хотят их раскрывать?

Высшие животные – возможно, дельфины к примеру. Не исключено, что они идут по эволюционной линии развития, способной привести их к разумности, сравнимой с нашей. Давайте подождем сто-двести миллионов лет и потом поднимем эту тему снова.

19. Космос таит множество загадок, которые человечество стремится разгадать. Кое-что уже сделано. А каков Ваш прогноз на перспективы экспансии людей во внеземном пространстве?

С точки зрения голого прагматизма – нужно еще минимум два столетия, чтобы начать всерьез колонизировать Солнечную систему, для начала Луну и Марс. И то, если произойдет мощный технологический прорыв. Прогноз на среднесрочную перспективу – пессимистичен. Не доросли еще.

20. Не секрет, что авторы-фантасты работают в смежных отраслях, сочиняя сценарии, участвуя в создании компьютерных игр. А в каких проектах, помимо циклов «Чужие» и «Волкодав», принимали участие Вы?

Ни в каких. Я очень ленив, и браться за что-нибудь побочное нет никакого желания. Отдельно замечу, что об участии в «Мире Волкодава» жалею доселе – это худшее, что когда либо было мною написано. С тех пор «работать на заказ» я отказываюсь – сейчас издатель просто говорит, что больше его интересует, а далее вольному воля. Сам выбирай сюжеты-персонажей-эпоху и так далее.

21 Съемки фильма по книге, популяризируют автора. А если бы Вам предложили написать сценарий, какое бы свое произведение Вы выбрали, как наиболее кинематографичное и почему?

«Наследник», разумеется. Во-первых потому, что состояние нашего кинематографа не позволяет создавать качественное высокобюджетное кино – пример с «Обитаемым островом» очевиден. Еще учиться и учиться. А «Наследник» достаточно прост для постановки, да и жанр «городской фантастики» теперь популярен. А вот если помечтать (да, я понимаю, что ничего подобного никогда не будет), то экранизация цикла «Войти в бездну» могла бы оказаться весьма внушительным проектом – всегда хотел освоить жанр «космической оперы» и, судя по отзывам, сделал это сравнительно неплохо. Взять много-много денег, хорошего режиссера, и попытаться на основе «Бездны» сделать отечественный вариант если не «Звездных войн», то «Стар Трека». В тексте есть все, что необходимо – начиная от глобальной катастрофы, заканчивая битвами в космосе, непонятными «зелеными человечками» и шпионскими страстями. Мечты, мечты...

22. И напоследок, Ваши пожелания читателям.

Читать и поддерживать отечественных издателей. Кому как, но мне куда приятнее держать в руках книгу «в бумаге», чем ломать глаза, читая с коммуникатора или монитора.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →